Итоги премии «Лидер конкурентных закупок 2023»
Подробнее

Ирина Кузнецова – Научный руководитель института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева (ВШЭ), генеральный директор издательства «Дрофа»

- Что дает Премия «Лидер конкурентных закупок» участникам рынка?

-В первую очередь, я думаю, участники, победители, призеры Премии «Лидер конкурентных закупок» смогут рассказать не только о том, что привело их к успеху, но и о том, что им мешало на их тернистом пути к достижению цели. То есть важно показывать не только лучшие практики, но и те камни преткновения, которые мешают даже лучшим.

-Что Вы ждете от предстоящей Премии «Лидер конкурентных закупок»?

- Наверное, большей мотивации для того, чтобы закупки стали конкурентными. Надеюсь, что это будет не только декларация о намерениях, но и реальная возможность проявить себя тем фирмам, которые работают в настоящем конкурентном пространстве. К сожалению, конкуренции очень не хватает сегодняшним закупкам.

- Почему Вы решили поддержать этот проект?

- Государственным и корпоративным закупкам как воздуха не хватает того, о чем говорят на каждом углу – конкуренции. Они неконкурентные по существу. Большая часть государственных заказов заключается фактически с единственным поставщиком, потому что торги не состоялись. А не состоялись они ввиду отсутствия конкуренции.

- В чем заключается цель Премии «Лидер конкурентных закупок», на Ваш взгляд?

- Я думаю, что Премия «Лидер конкурентных закупок» – это повод, в том числе и информационный, поговорить о том, что представляет собой конкуренция в торгово-закупочной деятельности: насколько тенденция конкурентного поведения поставщиков сегодня противостоит тенденции их кооперативного поведения. Эти тенденции находятся в вечной борьбе не только в нашей стране, но и в мире. Мы понимаем, что только возможность конкурентной борьбы за контракт дает шанс выйти за пределы аукционного ринга, то есть за пределы того круга поставщиков, которые уже работают с данным заказчиком. Необходимо сделать закупки открытыми для новых поставщиков, чтобы появлялись новые линейки, новые продукты, новые имена на рынке государственных и корпоративных закупок.

- На Ваш взгляд, Премия «Лидер конкурентных закупок» будет способствовать решению подобных задач?

- Я думаю, что Премия «Лидер конкурентных закупок» – это своего рода стимулятор развития, это возможность показать лучшие образцы торгово-закупочной деятельности, это хороший информационный повод, чтобы обсудить проблемы добросовестной конкуренции. Вот эти три, так сказать, постулата, если их вывести на нужный уровень, дадут возможность говорить о конкуренции не как о декларации, а как о факте, который имеет место и на нашем рынке.

- А как Вы думаете, удачное ли время выбрано для учреждения Премии «Лидер конкурентных закупок»?

- Тема конкурентной закупочной деятельности и Премия «Лидер конкурентных закупок» сейчас как никогда актуальны. За последние пять лет закупки в нашей стране стали неконкурентными, несмотря на все декларации, несмотря на то, что добросовестная конкуренция озвучивалась в качестве основной цели принимаемых законов. Мы получили обратный результат. Мы говорили о том, что сделаем государственные закупки открытыми, введем единые порталы, сделаем электронные торговые площадки, но все это делалось не только для того, чтобы повысить прозрачность в целях контроля, но главное – создать возможность борьбы за контракт на рынке. А вот борьбы не получилось. Получилось так, что, как и прежде, но еще в больших масштабах поставщики имеют возможность договариваться на рынке: до торгов, во время торгов, после торгов. Давая инструмент прозрачности, проводя торги открыто, мы позволяем им фактически перестраивать свою игру во время подачи аукционных ставок и оставляем возможность сговора даже во время самих торгов.

- Организаторы Премии «Лидер конкурентных закупок» говорят, что это уникальное мероприятие, где соберутся все участники рынка конкурентных закупок.

- Премия «Лидер конкурентных закупок», наверное, уникальна. Были и выставки, и форумы. Можно, конечно, провести выставку, организовать форум и продемонстрировать лучшие товары, которые предлагаются на рынке закупок. Можно собрать лучших поставщиков, и каждый из них будет кричать: «Я самый лучший! Все остальные по сравнению со мной…». Таких форумов и выставок миллион. Вопрос не в том, что Премия даст возможность собраться всем участникам рынка. Вопрос в том, ради чего они собрались, какие образцы будут показывать рынку. Мы говорим о том, что хотим сделать поводом для встречи проблему развития конкуренции.

- Что Премия «Лидер конкурентных закупок» может дать участникам?

- Премия «Лидер конкурентных закупок» в первую очередь может показать лучшие варианты поведения поставщика на рынке. Но у нас, к сожалению, не приветствуются в стране лучшие образцы поставщиков. Если появляется лучший поставщик, то он поставщик конкретного заказчика, и его начинают подозревать во всех смертных грехах. Вот здесь мы имеем возможность говорить о том, что такие лучшие практики есть, такие лучшие поставщики есть, у них есть хорошая репутация на рынке. И эту репутацию нужно учитывать на торгах. И если мы её не учитываем, то мы не заставляем поставщика бороться за честное поведение на рынке. Я думаю, что Премия – это очень хорошее начинание, которое может служить стимулом для того, чтобы более глубоко взглянуть на проблемы конкуренции, тем более, что наша страна, к сожалению, пока не использует конкурентный контракт, который применяется, например, для дуалсорсинга и мультисорсинга за рубежом. В этой ситуации контракт присуждается нескольким поставщикам: в рамочном порядке им обеспечивается минимум по этому контракту, а дальше вся остальная часть контракта отдается тому из двух-трех и более поставщиков, который лучше работает. То есть конкуренция продолжается не только в борьбе за заказ, но и на этапе выполнения контракта. Это позволяет держать в тонусе поставщиков. Таким образом, полный объем контракта выберет только лучший. Это один вариант. Второй: конкуренцию можно развивать, если по-разному подходить к вопросам выделения лотовой закупки. Посмотрите, мы можем сделать неприемлемой закупку для большинства или меньшинства поставщиков одним росчерком пера, сказав, что проводим одну закупку в огромных объемах, или, поделив закупку на такие мелкие части, которые неинтересны даже мелким поставщикам. В этом случае мы всегда влияем на конкурентное пространство и на итоговый уровень конкуренции на торгах. Наша задача вместе с бизнесом – договориться о том, какой вариант выделения лотов максимально благоприятен, чтобы конкуренция была на самом деле честной.

-Даст ли Премия «Лидер конкурентных закупок» возможность узнать о лучших технических решениях в этой области, об инновациях в закупках?

-Вы знаете, на самом деле инновации в механизмах закупки связаны с тем, что и поставщики, и заказчики работают в действующем законодательном пространстве. Вопрос лучших механизмов конкурентных закупок, к сожалению, рассматривается обычно в юридическом пространстве и в пространстве экономическом, когда экономисты вместе с юристами пытаются выстроить концепцию лучшего механизма закупки. К сожалению, в нашей стране это чаще всего идет не от практики. Инновации в продукции – да. Какова конкуренция, каковы новые продуктовые ряды, какова вообще линейка, тяжело или легко будет заказчику переходить с одного продукта на другой, каковы издержки перехода. Вот эти возможности лучшим поставщикам, ведущим конкурентную борьбу на рынке, удастся продемонстрировать и рассказать: «Да, мы над этим работаем!».

- Что бы вы могли пожелать Премии «Лидер конкурентных закупок»?

- Я желаю, чтобы первые номинанты Премии «Лидер конкурентных закупок» с гордостью лет через пятнадцать говорили: «Мы были первыми». Понимаете, если Премия «Лидер конкурентных закупок» будет жить, развиваться и стимулировать к конкурентному поведению закупщиков и поставщиков, то это будет действительно предмет гордости. А если это будет ребенок на один час, то все номинанты об этом очень быстро забудут и не смогут сказать: «В моей репутации есть такое звено. Я номинант Премии «Лидер конкурентных закупок»». Мне бы хотелось, чтобы Премия «Лидер конкурентных закупок» стала важным звеном в репутационной цепочке для закупщиков и поставщиков.