1 июля 2017 стартует прием заявок на премию «Лидер конкурентных закупок»
Репортаж с церемонии награждения Премии 2016
Подробнее

Дмитрий Гришанков – Генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА»

Дмитрий Гришанков – Генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА»

- Какой потенциал у Премии «Лидер конкурентных закупок» Вы увидели?

- Когда говорят о закупках, обычно видится что-то такое рутинное и скучное. Но если задуматься, то все мы мечтаем жить в хорошей и богатой стране с развитой экономикой. И этому многие вещи мешают. Одна из главных вещей, которая мешает – это неправильные закупки, потому что именно в звене закупок происходит большинство злоупотреблений. Иногда это происходит по злому умыслу. Порой просто по незнанию. Иногда из-за того, что нет нормальной технологии. И на закупках тратится значительная часть средств: проценты, а чаще десятки процентов от закупочной стоимости. Но ведь можно сэкономить в разы.

- Я считаю, что обобщение лучшего опыта в области закупок – это залог успеха. Важно сделать эту область прозрачной, понятной для всех. И рейтинговое агентство «Эксперт РА», например, в этой области проводит несколько масштабных исследований. Мы готовим рейтинг систем корпоративных закупок. И для нас, естественно, очень важно участие в любых проектах, которые работают на повышение прозрачности этой отрасли. Премия – это тот же рейтинг, но она более очеловечена: здесь на первое место выходит человеческий фактор тех, кто проводит эти закупки, готовит технологии, готовит кадры для закупок и так далее. Именно поэтому мы решили поддержать этот проект, и для нас он очень важен.

- В чем, на Ваш взгляд, заключается особенность Премии?

- Уже удалось собрать большой Общественный совет вокруг Премии. Это люди, которые станут носителями знаний о новейших достижениях в области закупок. Они станут проводниками идеи правильных, конкурентных, высокотехнологичных закупок. А так как вы отбираете в основном значимых, влиятельных людей, то каждый из них сможет подвигнуть десятки своих коллег в этом же направлении. При помощи Общественного совета знания о лучшей практике в области закупок будут очень быстро распространяться. Я думаю, что в этом и заключается уникальность Премии.

- Как Вы относитесь к идее создания специальной номинации для журналистов, освещающих тему конкурентных закупок?

- То, что вы поощряете журналистов, освещающих тему закупок, поможет обратить их внимание не только на конкурс, но и на саму тему. Думаю, что они с большим вниманием будут относиться к теме закупок. Еще раз говорю, тема закупок внешне представляется довольно рутинной и скучной, и от журналиста требуются определенные усилия для того, чтобы он вник проблему, нашел в ней драму и эту драму преподнес своим читателям. И, если ему удается это сделать, значит, мы будем жить в более прозрачной стране с гораздо меньшими издержками на любые закупки в хозяйственной деятельности.

- Если говорить о критериях оценки прозрачности закупки, то насколько это сложная задача - выбрать лучших из лучших в сфере конкурентных закупок?

- Я думаю, это сложно. Если конкурс состоится, найдется масса людей, которые захотят оспорить результаты конкурса. И это нормально. Сколько людей, столько и взглядов на то, что такое удачная и прозрачная закупка. Допустим, мы будем делать рейтинг корпоративных закупочных систем. Мы, естественно, будем в первую очередь опираться на формальные показатели, на статистику, на какие-то формальные показатели закупочных систем, организационных процедур, IT-систем и так далее. И даже в этом случае будет велика роль наших экспертов, которые придают вес тому или иному фактору. У вас задача гораздо сложнее. Потому что здесь надо будет объединить многих людей, каким-то образом их промодерировать, чтобы они пришли к какому-то консенсусу, потому что, видимо, принимать решения простым большинством – это неправильно. Люди должны пропустить через себя и поддержать тот результат, который получится. И я думаю, что Общественный совет и Экспертный совет, которые будут выдвигать и судить номинантов, должны быть едины в том результате, который получат. А для этого потребуется большая работа.

- Что, на Ваш взгляд, дает участие в конкурсном отборе Премии «Лидер конкурентных закупок»?

- Понимаете, участие в любых конкурсах - это показатель, что «я – молодец, я – передовой, я добился больших успехов». И здесь, наверное, есть много факторов интереса, почему это интересно. Для менеджера, наверное, интересно показать собственнику компании, что «я – молодец, я добился какого-то успеха». А для самой компании важно показать своим партнерам, что «у нас очень маленькие издержки, мы работаем эффективно». Для тех же журналистов очень важно показать коллегам по цеху, что «я, в общем-то, добился определенных успехов как профессионал».